Сущность денег заключена во времени. Она вытекает из ограниченности жизни человека и невозможности осуществить всё необходимое в рамках одной человеческой жизни. Время отведённое человеку на жизнь, — ресурс, неподвластный человеку, и страх его потери заставляет нас лихорадочно искать выход. Как ни парадоксально прозвучит, но время это вообще единственная ценность нашего мира. И находчивое человечество, конечно же, придумало, как отбирать время друг у друга, присваивать его, накапливать и обмениваться.Сначала путём войн. Пойти и отобрать у другого племени то, что было создано в результате охоты, находок, обработки земли, или более квалифицированного труда — самое первое, лежащее на поверхности решение. Результатом успешных войн стали не только хлеб, посуда и другое добро, но и возможность принуждения самого человека, желающего жить, к рабству. Маркс рассматривает войны, как одну из форм первобытного труда. Такой "труд" оказался настолько "эффективен", что только в XX веке ядерное оружие и угроза реального возмездия заставили государства поставить под сомнение эту форму "бизнеса". Однако сегодняшнему Homo Sapiens первыми приходят в голову те же мысли, что и три тысячи лет назад, а результатом является непрерывное ощущение войны, не покидающее обывателя и предпринимателя при каждой более-менее денежной операции. Не согласны? Посмотрите на броневики, выпускаемые бывшим Путиловским заводом и стоящие около каждого банка. В условиях рабовладельческого государства можно присвоить время своего раба, заставив его работать на себя. Жизнь раба (его время) всецело принадлежит рабовладельцу, обеспечивая последнему более или менее сытое и комфортное существование. Собственно уровень сытости и комфорта определялся количеством имеющихся рабов, то есть количеством накопленного рабовладельцем общественного времени. И сегодня торговля людьми приносит современным работорговцам доход, сравнимый с торговлей наркотиками и оружием. Даже больше, потому что не требует собственно производства, к тому же рабы сами способны формировать прибавочную стоимость, окупая собственное содержание (в отличие от наркотиков, являющихся, в конечном счёте, лишь предметом потребления). Около 25 миллионов человек сегодня по-прежнему находится в рабстве. Сколько рабов было в древнем Риме? Подскажите! В эпоху феодализма труд крестьян сменил труд раба, а прямое обслуживание господина было заменено созданием товаров на продажу для господина. За сложным социальным процессом стояло простое решение об экономии времени: феодального крестьянина содержать легче, чем раба. Точнее, феодальный крестьянин сам себя содержит и репродуцирует, а феодалу остаётся лишь присвоить то, что произведено крестьянином и что выходит за рамки необходимого для поддержания жизни и репродукции. Одако жадность и в эпоху феодализма не имела границ, а посему мера "необходимого" определялась не крестьянином, а самим феодалом. Впрочем, в феодализме нас интересует ещё один фактор, имеющий прямое отношение ко времени и деньгам. В монархической форме правления царь (король, князь) отождествляются с государством. Служение монарху в таком государстве есть служение государству. Многовековая история феодальных государств создала значительный и могущественный слой дворянства. С другой стороны, служение государю — государственная и военная служба, были основными способами совершения карьеры тех времён, решением вопроса денег для себя и своей семьи. Служение отечеству (на соответствующей должности) вознаграждалось присвоением дворянского звания и выделением собственного имения. При этом предоставление земельного надела и поместья (с крестьянами) частично заменяло денежный расчёт, и таким образом, монарх рассчитывался со своими верными слугами (слугами государства): денег не хватало, а выделение поместья для кормления дворянина и его семьи представлялось экономически выгодным и обоснованным. Большое поместье, большой надел, в общем виде, отражали большие заслуги семьи и её отдельных членов перед родиной, а вместе с тем и укрепляло экономику государства, поскольку право владения поместьем означало и обязанность по уплате налогов. Но, чужое время можно получить и добровольно, в обмен на время собственное или на время, купленное и накопленное ранее. Торговля, как таковая появилась давно, но в эпоху капитализма деньги окончательно стали главным материальным носителем общественного времени. При капитализме время другого человека (продукт его труда) можно только купить. За деньги. Хотя и в XXI веке примерно 25 миллионов человек по-прежнему используются в качестве рабов, основным способом получения чужого времени в современной экономике всё-же является его покупка (за деньги). В современной торговле общественным временем принимает участие всё экономически активное население планеты, все, кто совершает покупки, продажи, работает или оказывает услуги другим людям. Бедные люди — не исключение. Они тоже покупают и продают время. Но продают собственное и исключительно собственное время. Бедные люди, как правило, не склонны, или не способны, в силу образовательных или других ограничений, организовать торговлю чужим временем. Бедные люди покупают время своей жизни, когда платят в магазине за хлеб, лекарства, крышу над головой — за то, что требуется для поддержания жизни. И продают это, купленное время, за те же самые деньги, которых хватает на покупку хлеба, лекарств, крыши над головой. Таким образом бедные люди всю жизнь находятся в замкнутом круге денежно-временных отношений, и лишь мечтают о лучшей доле. Напротив, люди, решившие финансовые проблемы, повсеместно и активно участвуют в процессах общественной торговли временем, выступая продавцами чужого времени. Билл Гейтс покупает время своих работников, преобразует его в компьютерные программы, повышающие производительность труда, и продаёт пользователям компьютеров. То же самое делают все современные корпорации. Только в другой форме, в других товарах и формах времени-денег. Все богатые активно торгуют чужим временем, заключённом в товарах, услугах, ценных бумагах и самих деньгах. Материально свободные люди, вообще иначе относятся ко времени. Капиталист и писатель Дэвид Силъвер сказал: "Предприниматели умеют использовать время с большей пользой, чем любая другая группа общества..., необычайно ценят время... Они действуют быстро, вылетают самыми ранними рейсами, избегают поедателей времени, говорят и ходят в быстром темпе”. Интересно наблюдение Гарри Беккера, лауреата премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1992 года, касающиеся анализа преступности: когда речь идет об индивидуумах с выраженной склонностью к риску (а именно к этой категории относится большинство преступников), лица с высоким образованием более склонны к преступлениям, требующим значительных денежных затрат, а лица с низким образованием - к преступлениям, требующим значительных затрат времени. Для первых более тяжким наказанием оказывается тюремное заключение, тогда как для вторых - выплата денежной компенсации: определяющим является опять-таки фактор потерянных заработков. Явные различия в отношении к деньгам и времени наблюдаются у финансово успешных предпринимателей и лиц, работающих по найму: первые охотнее входят в проекты, требующие денег, но не личного времени. Вторые очень неохотно вкладывают деньги (даже при наличии последних), предпочитая проекты, требующие личного участия... Налицо различия в оценке денег и времени... От торговли временем все получают некоторую маржу. По крайней мере, ХХ век дал такую возможность почти всем. Работник в развитых странах работает 40 часов в неделю, при общей продолжительности недели 168 часов. 56 часов занимает сон, 24 часа — приём пищи и удовлетворение естественных потребностей. Парадокс бедности заключается в том, что за заполнение хоть «чем-нибудь» оставшихся 48 часов, люди платят сами. Платят за развлечение: телевизор, книги, общение, зрелища, более дорогую, чем обычно, пищу, компьютер, игры и т.д. Подавляющее большинство людей еженедельно собственноручно оплачивают «убийство» 2-х из 7 дней своей собственной жизни. Это 12 лет жизни, если считать время, "убитое" в экономически активном возрасте. Каждый сам в праве распоряжаться своей судьбой и временем. Упрёк адресован только тому, кто испытывает недостаток денег: каждый день ты собственноручно убиваешь почти 7 часов собственной жизни, приплачивая за это из собственного кармана. Это больше, чем ты отдаёшь работодателю. За это время ты можешь создать своё будущее, сопоставимое в стоимости с тем, что отдано работодателю, а может быть и нечто более ценное. А, может быть тебя, на самом деле, устраивает тот уровень благосостояния, который ты имеешь? Настоящие деньги — не бумажные ассигнации и не пластиковые карты. Настоящие деньги — процесс экономического взаимодействия, протекающий во времени, процесс непрерывной купли-продажи общественного времени. И результатом эффективной организации такого процесса выступают денежные знаки. И человек, желающий улучшить своё финансовое положение, в первую очередь, должен обратить на своё восприятие времени и отношение к нему, ведь факт и эффективность взаимодействия человека со временем выражаются в денежных знаках. www.hochudeneg.su |